Кaк я ни крeпилaсь, ужe пoслe зaкaтa, нa кoрмe, пришлoсь пoпрoщaться с вкусным ужинoм. Имeннo этoт звук впeчaтaлся в пaмять нaвсeгдa. И этa истoрия прoдoлжaeтся. И, к сoжaлeнию или к счaстью, этo нaвсeгдa. Н.В. Млeчный путь и втoрящиe eму тумaннoсти и звeздoчки плaнктoнa, свeтящиeся в нoчи зa кoрмoй. Eщe кaжeтся, нaутрo я плoxo eлa. 😉
Никoлaй Кузьмич, Кaпитaн, тoжe будтo вышeдший с пoжeлтeвшиx стрaниц… Игрaть в пинг-пoнг при сильнoй кaчкe – ну, этo вooбщe рaзвлeчeниe oтдeльнoe. Мeня тoлькo чтo приписaли к 1-oму грoту. Пoльзуясь тeм, чтo мeня приписaли к мaчтe, я стaрaлaсь нe oтстaвaть oт курсaнтoв и работать с ними наравне днем и ночью, и даже, может, чуть больше – но я-то три недели, а они полгода! Но это не сильно помогает, суп и компот оказываются проворнее людей. Пока до середины досмотрели – начался шторм, какой-то первый вал ударил в корпус судна – и стулья, и люди полетели друг на друга, все в кучу, смеются. Не поймал – будто груз поднимаешь, к палубе тебя так и придавливает. Оттуда путь лежал морем, мимо Тайваня, Японии, Южнокорейского Пусана, без захода в единый порт, обратно во Владивосток. А там – летит мячик, и ты вроде бы на верном курсе, сейчас отобьешь, а смотришь – корабль на другой борт перевалился, и тебя в другую сторону уже несёт.По трапу поднимаешься – если волну поймал, она тебя сама на палубу вынесет. Да и нам не усидеть на месте: лавки скользкие, и смотришь – только что сидели все на своих местах, а вот уже поехали по лавке вниз, хватаются по пути за что попало, и те, кто ухватился раньше, «собирают» тех, кто сидел выше. Ну, начать с того, что лично для меня это была мечта, причем мечта, мозаика которой складывалась совсем не вдруг, и к которой я шла ни много ни мало больше восьми лет. Рассекающий крутую волну форштевень, голубой от брызг, почти доплескивающих до бушприта. Либо по большой удаче (выиграв грант РГО/удачно устроившись на работу/став журналистом/… В общем, мой вариант), либо за некоторую сумму денег (и если вам это интересно, то я с огромным удовольствием направлю вас к нужному человеку), либо… поступить в Мурманский Технический Университет и отправиться на «Седов» на практику. Какие тут приключения, ежедневная рутина! Свои белые одежды на строгий черный костюм барк сменил ради главной роли в фильме «Трагедия Памира». Очень уж много ниточек между нами, даже до того первого детского шага на палубу в Новороссийске. О непростой жизненной истории барка написаны фолианты, поэтому я ограничусь краткой информацией, остальное без труда можно найти в интернете. Занятого плетением сезневок человека, по-моему, никакой шторм сломить не может. Смотрели в актовом зале кино, каждый на своем стуле. После Второй мировой вместе с «Падуей» (нынешним «Крузенштерном») и «Горх Фоком» («Товарищем») отошел СССР – и стал носить имя Георгия Яковлевича Седова. А уж если вещи в кубрике по-штормовому не закрепил кто-то… Спишь-спишь, и тут мимо тебя в дальний угол то чайник пролетит, то книги с полки в вольный полет отправились… С утра в общей куче вещей в курсантских кубриках каждый кто зубную щётку, кто другие вещи ищет. Позднее меня спрашивали про приключения. Тогда я первый раз поднялась по его трапу. В 1954-м мой прадедушка, профессор МГУ и географ Б. «Даже такое, на первый взгляд, «простое» занятие, как драить палубу, впоследствии будет вспоминаться Вами с улыбкой.» (с)
В конце рейса вместо надраивания палубы экипаж скалывал с палубы лед. Смирнов. В общем, несмотря на то, что я была там без мужа, счастливую улыбку с лица стереть не удавалось даже во сне, даже во время ночных парусных авралов, даже третий раз за день промокнув… В 1921 году со стапелей спустили белоснежный корабль «Magdalene Vinnen II». Смирнов, судовой врач «Седова»
В 1955-м на этом же барке судовым врачом ходил мой дальний дедушка Н. Рассказы о море – удел моряков; их правильнее слушать из уст старого, умудрённого жизнью боцмана, с классической серьгой в ухе и, конечно, попугаем на плече. Спустя 15 лет после постройки барк был перекуплен другой компанией, получил новое имя – «Kommodore Johnsen» и превратился из торгового судна в учебный парусник. Это было день на третий перехода, мы вышли из-под прикрытия филиппинских островов на океанскую волну, будто заодно начался первый шторм, баллов в 7, по словам штурманов. Штурманская рубка, в которую я могла входить дважды в сутки во время приборки, поскольку была приписана к первому гроту: о, к концу рейса я могла поручиться головой за чистоту каждого сантиметра в ней и на мостике!.. Орлов издал монографию о первом русском кругосветном плавании, маршрут которого сейчас повторяет «Седов». Причем с уже почти столетней историей, в отличие, например, от пятимачтового «Royal Clipper». О, любимый вопрос каждого, кто вообще спрашивает про барк! «Седов» — судно легонькое по меркам современного флота, и швыряет по волнам его только так. Мой любимый медный нактоуз с мостика, чистить который было, пожалуй, самым неблагодарным в мире делом: через несколько часов блеск металла вновь покрывался мутной пленкой от соли, растворенной в воздухе. Я вам вот что скажу. И тут мироздание, видимо, вышло из спячки, вспомнило про меня и начало подавать очень недвусмысленные сигналы, что, мол, пора бы и мне уже просыпаться.Где? Посмотрите, кстати, не пожалеете, он там искренне прекрасен.Как попасть на «Седов»? Склянки и звук рынды впередсмотрящего. Да что там, я в море-то за всю жизнь в сумме была не больше месяца. Одним из самых ярких (в хорошем смысле!) впечатлений была ночная вахта на руле в тот самый 9-балльный шторм и уже -3°С, когда мы стояли вахту аж впятером. Я не кругосветчик, не огибала мыс Горн и даже не пересекла экватор. Но я новичок, поэтому мне позволительно вспоминать то, на что другие не обратили бы и внимания.Смешно, например, в сильный шторм обедать: крен большой, и под тарелку с супом с одной стороны каждый подкладывает то, что найдет поблизости. Когда садились, тихо было. Боюсь, что так же, как в жизни может быть лишь одна идеальная, самая-самая вершина, как может быть в жизни лишь один, самый дорогой человек, так и в моей «Седов» – единственный и неповторимый. Думается мне, что те ребята, которые в море турниры выигрывают, на суше вообще МСМК уже могли бы стать. И, кажется, я счастлива! Море, всегда разное. Мой тихий внутренний триумф, когда мне разрешили сдать вахту, и я дрожащим от счастья голосом кричала на мостик: курс по гирокомпасу… курс по магнитному компасу… вахту сдала… курсант!.. Помимо романтики, которая, безусловно, все равно присутствует в морском парусном деле, есть и тяжелая работа. Хлопок рвущегося в предрассветной темноте паруса на ветру. Моряки бы надо мной, наверное, искренне посмеялись, прочитав все это. На флоте нет выходных, только лишний час сна в воскресенье. В 2011 он собрался в кругосветку. «У крыльца, у лавочки мир пустой и маленький,
У крыльца, у лавочки куры да трава,
А взойди на палубу, поднимись до салинга –
И увидишь дальние острова.»
Читайте также:
Путешествие по Амазонке и другие приключения в Южной Америке →
Тайская кухня: что и зачем съесть в Таиланде →
Рорайма: как пересечь три границы →
Подборка дверей из разных стран и городов →
Ап-Хелли-Аа – праздник викингов на Шетландских островах →
ПОДЕЛИТЕСЬ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ О самом судне, об удивительном экипаже, углубляться в историю и вспоминать судовые байки. Сколько ночью раз брасопились – столько раз подушка на кровати галсы меняет, если хочешь вверх головой лежать, тоже не заскучаешь. Бывало, подлетаешь над палубой, и только и думаешь, за что бы ухватиться (я довольно быстро привыкла к суровому, но доброму оклику старшего боцмана «Руки в карманах не держать!»), а на горизонте идет танкер – и ему все эти волны хоть бы хны, ровно танк по асфальту едет.Морская болезнь – не миф, и я ею мучилась, пусть и немного. И все равно, как качнет – вахте по столовой потом собирать весь суп. Работы утром, работы днем и вечером, да еще ночные вахты. И вахта ведь не один час. И ежедневно малая приборка, и перед заходом в порт большая. Поэтому все столы с бортиками по краям. П. Волею судеб в начале января 2013 я улетела от Владивостока и Хабаровска с их -35-40°С в тропическую Манилу, в +34°С. Огромные волны перехлестывали через всю палубу и окатывали нас, ветер пронизывал до костей сквозь намокшую одежду, буря металась у огней на топе, по мокрой палубе из-за крена в 10 градусов нельзя было пройти, не вцепившись в леера… а на натужно скрипящий штурвал ложились снежинки.
TweetКомментарии
Уважаемые читатели!
В США испугались обеспеченного золотом рубля
В Москве меняются правила работы маршруток
Саакашвили предложил русским «убраться из Крыма» В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.