Istat oпубликoвaл oтчeт oб урoвнe oбрaзoвaннoсти, кoтoрый прoливaeт свeт на серьезные проблемы, существующие в современной Италии.
Если бы вас спросили, в чем главная проблема Италии, что бы вы ответили? Вероятно, многие говорили бы о налогах и бюрократии, а также о мафии и коррупции, кто-то другой указывал бы пальцем на иностранцев или Европу, кто-то еще говорил бы о безработице. Но никто( или очень немногие) наверняка не упомянул бы о школе, обучении и знаниях. А ведь именно здесь кроется проблема проблем, которая порождает все остальные: Италия является страной, население которой, мягко говоря, не гонится за знаниями. И плохо вдвойне, что итальянцы этого не осознают, и, что еще хуже, им совсем не совестно за это.
Мы говорим об этом, исходя из эмпирического факта, совершенно неопровержимого. Италия является одной из немногих стран мира, возможно, единственной среди развитых экономик, которая не рассматривает знания как дополнительную ценность, а, напротив, демонстрирует свое невежество, не беспокоится, что молодые ученые уезжают за границу. Единственная страна, которая во время экономического кризиса решает сократить бюджетные расходы на образование в пять! раз. Единственная, в которой крупные инвестиции осуществляются во всевозможные проекты, за исключением исследовательских и образовательных.
Все эти наблюдения на днях подтвердил ISTAT в своем "Докладе о знаниях – 2018 году". Из всех данных отчета мы выбрали четыре, которые наиболее ярко демонстрируют сложившуюся ситуацию.
Первый: Италия последняя в Европе – последняя, задумайтесь – по количеству людей в возрасте от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование (менее 20 % населения). Страну обогнали даже Греция и Румыния.
Второй: здесь все еще абсурднее: выпускники ВУЗов Италии особо не нужны, потому что работодатели просто не знают, что с ними делать. Италия – единственная страна среди крупных экономик Европы, в которых за последние десять лет число узкоквалифицированных специалистов снизилось до менее 40%. Иностранцы крадут рабочие места итальянцев? Нет, их крадет их собственное невежество.
Третья цифра связана с числом специалистов, работающими в научно-техническом секторе. Здесь Италия третья снизу: ее опережают лишь Румыния и Словакия. Любопытно, не так ли? Мы живем в эпоху цифровых технологий, но не можем обучать им новых специалистов и даже школьников, потому что делать это попросту некому.
Четвертый: школа не является обязательным и необходимым шагом для становления и развития личности. В Италии полный цикл образования завершают, в большинстве случаев, дети родителей, имеющих высшее образование. Если родители имеют лишь школьный диплом, дети завершают цикл обучения на школьной скамье.
Таким образом, те немногие ребята, которые заканчивают ВУЗы в Италии, представляют в подавляющем большинстве случаев социальный слой интеллигенции.
Так кто же, все-таки виноват в итальянских бедах?