Украинские регионы подводят итоги туристического сезона. О количестве принятых в летнее время гости до сих пор говорят осторожно, но представители всех без исключения регионов может похвастаться, что в этом году их было как минимум, не меньше, чем в прошлом.
Черное море: работа над ошибками
В Одессе последний год был хитовым. После аннексии Крыма, а также для быстрого снижения цены национальной валюты, жемчужина у моря, просто не было альтернатив. Как результат — прилив, прыжок цен, и вал жалоб от туристов, которые разочарованы в местном услуги.
В этом году ситуация выдалась поспокойнее. Часть украинцев все же решили отдыхать в Турции, тем более, что часто это было даже дешевле.
“В мае в одессе трехзвездочные отели предложили двухместный номер за 800 грн/день, в июне подняли цены в два раза, до 1600 грн./день. Не удивительно, что эти учреждения стоят полупустыми, тем более море в это время в Одессе холодно. Вал заказов пошел, вероятно, от 10. июля”, — сказал UBR.ua начальник отдела внутреннего туризма New Logic Татьяна Менендес.
Тем не менее, в самой Одессе говорят, что в конце сезона осень турпотока по-прежнему не было. Цены регулирует сам бизнес, но часть недостатков, выявленных в прошлом году летом, местных органов власти, чтобы удалось ликвидировать, или по крайней мере свести к минимуму.
“В летний период 2015 году в Брно неожиданно для себя принял рекордное количество гостей, а инфраструктура и сервис к этому не были готовы. К нам поступало много жалоб. Основные — низкий уровень обслуживания, отсутствие указателей на английском языке, перегруженный транспортом… В этом сезоне схема движения общественного транспорта удалось так отладить, что жалоб на него не поступало. Плюс установили новую систему навигации с надписями на английском языке”, — сказал директор КП “Туристический информационный центр Одессы” Екатерина Лещева.
В Николаевской области загрузки отелей увеличился на 12%, сообщила глава тамошней Ассоциации лидеров турбизнеса Оксана Руденок.
“Статус самого популярного курорта сохранилась Коблево, но значительное увеличение дала Рыбаковка, в основном с помощью фестивалей, которые там произошли”, — сказал он UBR.ua.
А вот удовольствие областях, которые могли бы дать толчок к круглогодичному туризму, пока малодоступны.
“В Ольбия, дорога ужасная. В настоящее время проведен тендер, и как ее должны привести в порядок, но она не одна такая. Вот сегодня везу группу в Еланецкую степь, и то с препятствиями. Таким образом, если мы и организовываем туры сюда, только по спецзаявкам”, — пожаловался Руденок.
Основы: не хватает гостеприимства
По наблюдениям Татьяны Менендес, Азовское море в этом году потеряли часть отечественных туристов из-за напряженной ситуации в зоне АТО.
“Там ехали, по привычке жители Днепропетровской, Запорожской областях, остальные по-прежнему пользуются Одессы”, — говорит она.
Из общих недостатков всех “морских” курортов она отметила услуг.
“Это каждый раз изумляет в наших приморских отелей. На сезон набирают неопытных сотрудников, учатся на ходу, и они только до августа, более или менее понять, что и почему они делают. Вначале сезона специалисты иногда даже не может отменить свою бронь. Есть вопросы, обязательно менеджмента, мотивации и вознаграждения, но никакого, даже минимального стандарта услуг мы не можем гарантировать. Это каждый раз рулетка”, — заявил Менендес.
Она и приятная, но пока точечные, истории, когда, заработанные за сезон средства вкладываются в развитие бизнеса и улучшения сервиса: “Например, “Рута” в Затоке. Даже неспециалисту видны инвестиций — были четыре-shell, теперь 16 современных”.
Карпаты: дорога, плюс услуги
Но санатории и отели Карпат, можно, спасибо, более-менее круглый год запуска, чтобы оценить своих сотрудников.
“Как Прикарпатье с Моршином и Трускавцом и Закарпатье с Поляной, Берегово может похвастаться хорошими специалистами. Это молодые люди до 30 лет, которые даже визуально довольны своей работой и платить”, — признает Менендес.
Как сказал депутат Закарпатского облсовета Денис Ман, в первом полугодии здесь приняли 0,5 млн. гостей, что в 2,5 раза больше, чем за тот же период прошлого года.
“Этого удалось достичь благодаря отремонтированному участка дороги к Синевиру. Хорошая дорога — и вдруг рост гостей в Колочаве, на термальных курортах”, — пояснил Ман.
Провинциальные органы власти ставят амбициозные цели привести все дороги в порядок за год-два. Следующий пункт программы-максимум — начала авиасообщения. “Этот вопрос находится под постоянным контролем. Все, что в наших силах, и это частичный ремонт — мы делаем”, — говорит Человек.
Но только инфраструктурными вопросами работы не ограничен.
“На последнем заседании мы утвердили туристического бренда в сфере “Страны, наближена до небес”, и намерены его популяризации, участие в туристических выставках (из ближайших – Львов, Краматорск, Херсон). Пока сосредоточиться на внутреннем туризме. Когда мы ставим инфраструктуры в порядке — мы будем просыпаться и гостей из-за рубежа”, — пояснил Ман.